Понятия со словосочетанием «камерная музыка»
Ка́мерная му́зыка — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.
Связанные понятия
Квинте́т (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») — музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
Ка́мерный орке́стр — небольшой коллектив (обычно, 4-12 человек), исполняющий камерную музыку.
Кварте́т — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.
Фортепианный квинтет — ансамбль из пяти инструментов, один из которых фортепиано, а также жанр академической музыки, рассчитанный на такой состав. Без уточнений под фортепианным квинтетом понимают инструментальный ансамбль, состоящий из фортепиано и струнного квартета, но возможны и другие составы. Самое известное отклонение от нормы — так называемый Форельный квинтет Шуберта, в котором участвуют не две скрипки, а одна, и добавлен контрабас.
Сюита из оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха (нем. Suite aus den Orchesterwerken von Johann Sebastian Bach) — произведение Густава Малера, представляющее собой перекомпонованные и переоркестрованные части из Сюит для оркестра Иоганна Себастьяна Баха № 2 и 3, BWV 1067 и 1068. Малер создал это сочинение в 1909 году и впервые исполнил, видимо, 10 ноября 1909 года, открыв этой сюитой первый «исторический» (составленный исключительно из музыки XVIII века, что было весьма необычно для того...
Квартет — музыкальное сочинение для четырёх инструментов или четырёх голосов, излюбленная форма для сочинения многоголосой музыки (XV—XVII в.), вытесненная отчасти двуххорными сочинениями с большим числом голосов, отчасти одноголосными сочинениями с сопровождением. С середины XVIII в. квартет вновь становится господствующей формой камерной музыки (чаще всего в виде струнного квартета: 1-я и 2-я скрипки, альт и виолончель) и достигает высшей степени совершенства (Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.).
Скрипичный концерт ми минор, соч. 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.
Дециме́т (итал. decimetto, от лат. decimus — десятый) — в академической музыке ансамбль из 10 исполнителей (с самостоятельной партией у каждого) или произведение для такого состава исполнителей.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Си-бемоль мажор, соч. 19, написанный Бетховеном между 1787 и 1789 годами.
Октет (от итал. ottetto, фр. octette, octuor, англ. octet, от лат. octo — восемь)— музыкальный ансамбль из восьми музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов, а также произведение для такого ансамбля.
Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.
Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов.
Духовой квинтет ― камерный ансамбль, состоящий из пяти духовых инструментов, а также произведение, написанное для такого ансамбля. Включает в свой состав флейту, гобой, кларнет, фагот и валторну.
Солисты Москвы — московский камерный ансамбль. Художественный руководитель, дирижёр и солист ансамбля — Юрий Башмет.
Патетическое трио (фр. Trio Pathétique) Ре минор для кларнета (или скрипки), фагота (или виолончели) и фортепиано — камерное произведение Михаила Ивановича Глинки. Написанное в 1832 году, Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к музыке для камерного ансамбля. Всю оставшуюся жизнь Глинка посвятил созданию сценических, оркестровых, вокальных, хоровых и фортепианных произведений.
Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
Концертино для виолончели с оркестром, соль минор, соч. 132 - незавершённое сочинение Сергея Сергеевича Прокофьева. В современной практике исполняется в редакциях М. Л. Ростроповича или В. М. Блока (с каденцией А. Г. Шнитке).
Концертная симфония — произведение для одного или нескольких солистов-инструменталистов и оркестра, промежуточная музыкальная форма между симфонией и инструментальным концертом. Представлена в музыке XVII-XXI веков.
Скрипичные концерты И. С. Баха — концерты для скрипки, струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя два концерта для одной скрипки и струнных и один концерт для двух скрипок и струнных. В каталог Шмидера концерты включены под номерами BWV 1041—BWV 1043.
Орга́нный конце́рт — вид концерта для солирующего органа в сопровождении оркестрового состава.
Тройной концерт — жанр академической музыки: концерт для трёх солирующих инструментов и оркестра. Возникает как экзотическое уклонение от типичного жанра инструментального концерта, предполагающего одного или, реже, двух солистов, после того как такой жанр устоялся в творчестве Венской школы; в более раннюю эпоху жанр Concerto grosso подразумевал как нечто вполне естественное состязание группы солистов и оркестра, хотя такие произведения, как Концерт для трёх скрипок с оркестром Антонио Вивальди...
Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.
Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
Нонет (итал. nonetto от лат. nonus — девятый) — в академической музыке ансамбль из 9 исполнителей (с самостоятельной партией у каждого) или произведение для такого состава исполнителей.
Три́о (итал. trio от лат. tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
Вока́льная симфо́ния (также хорова́я или хора́льная симфо́ния; англ. choral symphony) — общее название симфонических произведений, написанных для хора a cappella, либо для хора и/или солистов-вокалистов в сопровождении каких-либо исполнителей-инструменталистов, вплоть до расширенного состава участников большого симфонического оркестра.
Соната для кларнета и фагота — одно из ранних произведений Франсиса Пуленка для камерного ансамбля. Наряду с сонатами для двух кларнетов (1918) и для валторны, трубы и тромбона (1922) она составляет «цикл» коротких сонат для ансамблей духовых инструментов. Она является третьим по хронологии камерным произведением композитора после вышеупомянутой сонаты для двух кларнетов и сонаты для фортепиано в четыре руки. Написанная в период между августом и октябрём 1922 года, соната Пуленка для кларнета и фагота...
Пиани́ст, пиани́стка — музыкант, исполнитель на фортепиано. Пианисты могут выступать сольно, играть в составе ансамбля или оркестра, а также аккомпанировать другим музыкантам. Лишь немногие пианисты становятся концертирующими, сольно или в составе ансамблей, большинство пианистов занято другой работой: аккомпанированием, выступлением в фойе отелей, ресторанов и борделей, работой на музыкальных студиях, преподаванием музыки.
Из Италии, op. 16 (нем. Aus Italien) — первая симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанная в 1886 году под впечатлением от путешествия молодого композитора по Италии.
Концертме́йстер (от нем. Konzertmeister) — руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Понятия концертмейстера и аккомпаниатора принято считать тождественными. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную...
Соната для двух кларнетов — одно из первых сочинений Франсиса Пуленка и первое, созданное им для камерного ансамбля. Написанная в 1918 году, вскоре после возвращения композитора с Первой мировой войны, соната для двух кларнетов открывает цикл из трёх коротких сонат для ансамблей духовых инструментов, продолженный Пуленком в 1922 году сонатой для кларнета и фагота и сонатой для валторны, трубы и тромбона. Несмотря на то что Пуленк не относился к этим своим работам серьёзно, назвав все три сонаты написанными...
Кампанелла — обиходное название 3-го этюда (1851 г., Веймар, Германия) Ференца Листа, является фортепианной транскрипцией одноимённой скрипичной пьесы Никколо Паганини .
Свадебка (фр. Les Noces) — музыкальное произведение И. Ф. Стравинского для четырёх певцов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1923). Либретто автора на основе русских народных песен из сборника фольклориста П. В. Киреевского. Обозначенная в подзаголовке как «русские хореографические сцены с музыкой и пением» «Свадебка» задумывалась как балет (с пением), ныне исполняется преимущественно на концертной эстраде наподобие кантаты (без костюмов и хореографии). Примерная продолжительность — 23-25 минут...
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Соль мажор, соч. 58, написанный Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг., почти в одно время с Четвёртой, Пятой и Шестой симфониями, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра и Мессой до мажор.
Эле́гия (греч. ελεγεια — жалоба) — камерное музыкальное произведение задумчивого, печального характера.
Рапсо́дия (греч. ῥαψῳδία — эпическая песнь) в музыке XIX — первой половины XX веков — инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии свойственно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно словно воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода.
Духово́й орке́стр — оркестр, состоящий преимущественно из духовых и ударных музыкальных инструментов.
Капельме́йстер (нем. Kapellmeister; перевод с позднелат. magister capellae) — руководитель хоровой капеллы и/или оркестра. Военный капельмейстер — дирижёр полкового, эскадронного и тому подобного оркестра.
Польское музыкальное издательство (Polskie Wydawnictwo Muzyczne, PWM Edition) — музыкальное издательство, расположенное в Краковe. Основано в 1945 году. Специализируется на музыке польских композиторов XVII-XXI веков (в том числе новых произведений современных молодых композиторов). Первый издатель многих произведений Лютославского, Гурецкого, Киляра, Пендерецкого, Бацевич. Издало полные собрания сочинений Шимановского, Шопена, Венявского и Падеревского.
Испанская симфония ре минор для скрипки с оркестром Op. 21 — произведение Эдуара Лало, написанное в 1874 году.
Чако́на (исп. chacona, итал. ciaccona) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина...